Муниципальное бюджетное

 

общеобразовательное  учреждение-лицей г.Татарска

 

ПРОГРАММА организации психологической работы с одарёнными детьми

 

 Пояснительная записка

В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является одним из приоритетных направлений государственной политики  в области образования.

Один из путей создания комплекса условий для выявления, развития и обучения одарённых детей – это организация на базе лицея специализированного класса. Исходя из того, что «Специализированный класс создается с целью обеспечения условий выявления и поддержки наиболее способных и одаренных детей, реализации нового программного содержания и его методического сопровождения, нового качества и результата общего образования, отражающих перспективные потребности на рынке труда и технологий.», возникает необходимость организации его психолого-педагогического сопровождения.

Основная цель сопровождения – создание благоприятных условий для познавательного и личностного развития и постоянного наращивания творческого потенциала учащихся с учётом их способностей и одарённости.

Работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «одаренности»   и, следовательно, требует целостного подхода к обучению, воспитанию, развитию.

Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности. Особенно остро встает этот вопрос в подростковом возрасте, так как именно в этом возрасте формируется самосознание, нравственные убеждения, мировоззрение, интересы. Очень важно создать благоприятную психологическую обстановку для одаренного ребенка, которая поможет преодолению разрыва между интеллектуальным и личностным развитием и будет способствовать их развитию.

Часто дети с признаками одаренности вольно или невольно создают своим поведением нестандартные ситуации, для решения которых сформировавшиеся ранее «учительские» стереотипы вредны как для ребенка, так и для самого учителя. Поэтому, учитывая психологические, дидактические и иные особенности обучения и развития одаренных детей, основным требованием к подготовке педагогов для работы с ними является изменение педагогического сознания. Для учителя становится важным изменение стереотипов восприятия ученика, образовательного процесса и, особенно, самого себя.

Большое влияние на развитие одарённого ребёнка оказывает его самое близкое окружение – семья. В семье формируется отношение родителей к неординарности, одаренности и талантливости ребенка, впоследствии от этого будет зависеть самооценка ребенком собственных возможностей, его активное или пассивное отношение к своему таланту. Поэтому необходимо помочь родителям научиться учитывать индивидуальные особенности и создавать необходимые условия для развития одарённости своих детей.

Учитывая, что психолого-педагогическое сопровождение ученика специализированного класса направлено, прежде всего, на прогнозирование (преобразование) социальной ситуации развития ребенка, то основными объектами сопровождения помимо учащихся становятся педагогические работники, родители, а также образовательный процесс в целом.

Задачи сопровождения:

- содействие в выявлении, поддержке и развитии одарённых и высоко мотивированных детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья;

- формирование психолого-педагогической компетентности педагогов, работающих с одарёнными детьми;

- оказание родителям психологической помощи и поддержки, необходимых для стимулирования и развития потенциальных творческих возможностей ребенка;

- содействие в проектировании образовательной среды, которая создает и воспроизводит условия для развития одаренных детей.


Конкретизация целей и задач организации работы по сопровождению осуществляется в соответствии с особенностями развития и проблемами учащихся специализированного класса.

В классе 25 учащихся, из них 15 девочек и 10 мальчиков. 22 ученика 1997 года рождения, 3 – 1998 года. Дети в основном из благополучных семей; 4 человека из неполных семей, 3 – из многодетных (по 3 детей), 4 семьи состоит на учёте в органах соцзащиты.

Ежегодные результаты медицинских обследований констатируют наличие в классе детей с ослабленным здоровьем, из которых 8 человек состоит на «Д» учёте по ряду заболеваний, 11 человек имеют специальную группу здоровья.

В целом класс очень сильный. Учащиеся активны, целеустремлённы, обладают разносторонними интересами, выходящими за границы учебной деятельности. Познавательнее интересы 60 % учащихся сосредоточены в области точных наук (математика, физика), 56 % - гуманитарных; 32% учащихся интересуются естественнонаучными дисциплинами, 20% увлекаются освоением иностранного языка.

Ребята данного класса являются активными участниками конкурсов и соревнований разного уровня. За последние полгода каждый учащийся принял участие в среднем в трёх олимпиадах (результативность – 1, 44 призовых места на одного учащегося). Более половины учащихся занимаются в системе дополнительного образования (музыка, изобразительная деятельность, спорт и др.), где также имеют множество достижений.

Мотивация учения в классе достаточно высокая. Результаты диагностики мотивационной сферы свидетельствуют о преобладании у 72 % учащихся собственно познавательных мотивов учения. Уровень развития основных мыслительных операций тоже высокий, что подтверждается не только результатами диагностики, но и результатами обученности учащихся. По итогам последнего года обучения в классе 10 отличников, 12 учащихся обучаются на «4» и «5». Уровень притязаний, а соответственно и самооценка у подавляющего большинства учащихся достаточно высоки (особенно у мальчиков), но объективны.

Повышенная активность учащихся как в учебной, так и внеурочной деятельности в совокупности с ослабленным здоровьем позволяют выделить в качестве одной из основных проблему состояния повышенной утомляемости учащихся, которая решается у детей либо «уходом» в болезнь, либо пропуском учебных занятий до момента восстановления сил, либо определением более чётких приоритетов учебной деятельности («не буду учить не нужный мне предмет» или «выучу как придётся»).

Среди учеников класса наблюдается здоровая конкуренция в учебной деятельности, общественной жизни класса и лицея в целом. При участии в общешкольных мероприятиях учащиеся проявляют самостоятельность и инициативность. Но при этом за пределами школы у них практически не бывает совместных дел.

В обозначенном составе класс образован в 2011 – 2012 учебном году из учащихся двух параллельных классов. Поэтому второй значимой проблемой является несформированность классного коллектива.

Данные социометрического исследования свидетельствую о наличии в классе высокостатусных (16%), среднестатусных (52%) и низкостатусных учащихся (32%), при преобладании среднестатусных, т.е. система эмоциональных предпочтений в классе достаточно оформлена. В классе выделяются высокостатусные учащиеся, но в тоже время, «звёзды» отсутствуют, т. е. в классе нет учащихся, чьи социальные ценности, жизненные цели, стиль общения разделялись и поддерживались бы большинством класса, что свидетельствует о несформированности внутригрупповых отношений, «недостаточной зрелости» классного коллектива.

Среди непопулярных статусов преобладают «пренебрегаемые» (28%). Эти учащиеся эмоционально мало привлекательны среди одноклассников, но в тоже время почти каждый из них имеет в классе друга, что позволяет им не чувствовать себя совсем одинокими. В тоже время, один ребёнок имеет статус «отверженного».

Одной из отличительных черт одарённого ребёнка является сильно развитое (обострённое) чувство справедливости, в результате чего он устанавливает высокие требования к себе а, прежде всего, к окружающим. Несоответствие внешней оценки результатов своей или чьей-либо деятельности сложившейся у ребёнка системе оценок и отношений приводит к возникновению чувства неудовлетворённости, разочарования в других людях, тревожности и страху быть недооцененным, оказаться хуже других. Такая ситуация характерна почти для трети учащихся класса.

Следует особо отметить, что существенным фактором, влияющим на поведение и эмоциональное состояние детей данного класса, является проявление родителями чрезмерной заботы о своих детях. Большинство учащихся данного класса – это либо долгожданные (поздние) дети, либо самые младшие в семье, либо дети из семей высокого социального и материального благополучия. Поэтому наряду с гиперопекой, родители ожидают (возможно, требуют) от детей высоких достижений, что так же составляет проблемное поле для работы не только с учащимися, но и их родителями.

В тоже время следует отметить средний уровень эмоциональной комфортности учащихся в школе (59,5%).


Основные направления психолого-педагогического сопровождения: психологическая диагностика, психологическая профилактика, психологическое просвещение и образование, коррекционно-развивающая работа, психолого-педагогическое консультирование, методическая работа.

Каждое направление включается в единый процесс сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение.


Учитывая, что специализированный класс создан только в данном учебном году, большое внимание на протяжении всего учебного года будет отводиться организационно-методической работе, обеспечивающей психологическое сопровождение.

Содержание программы

Организация психологической работы (сопровождения) с учащимися в условиях специализированного класса


Цель: содействие в выявлении, поддержке и развитии одарённых и высоко мотивированных детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.

Задачи:

- изучение индивидуальных особенностей развития одарённых и высоко мотивированных учащихся;

- обучение подростков навыкам самопознания, самораскрытия, самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- формирование у учащихся реалистичного самовосприятия и уровня притязаний в контексте выбора профиля обучения в старшей школе;

- помощь в решении личностных проблем и проблем социализации;

- предупреждение изоляции одаренных детей в классном коллективе; обучение конструктивным формам общения со сверстниками и взрослыми;

- развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах);

- охрана и укрепление физического и психологического здоровья, профилактика возникновения неврозов и дезадаптационных форм поведения.


 

№ п/п

Направления деятельности

Содержание деятельности

Длительность/

периодичность

1

Психологическая диагностика



Определение уровня психологического развития учащихся:


интеллектуальные способности;


мотивационная сфера и динамика ее развития;


эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, активности) и динамика ее развития, влияние эмоционального состояния на процесс обучения, удовлетворенность различными сторонами образовательного процесса;


личностная сфера (самооценка, уровень притязания, уровень коммуникации, ценностные ориентации) и динамика ее развития;


индивидуально-типические особенности (темперамент, работоспособность).


Изучение состояния эмоционально-психологических отношений в детской общности и положение в них каждого ребёнка.


Выявление интересов, склонностей, способностей и других индивидуальных особенностей, определяющих выбор профиля и успешность образовательной деятельности учащегося.


Определение успешности овладения учащимися учебным материалом, предусмотренным соответствующими программами образовательных областей.


Диагностика состояния психологического здоровья учащихся.


Индивидуальная диагностика по заказу администрации, родителей.



сентябрь


октябрь



сентябрь


ноябрь


ноябрь



октябрь



октябрь



февраль

март




декабрь, май



апрель


в течение года


2

Коррекционно-развивающая работа



Реализация программы «Мой внутренний мир и Я».


Коммуникативный тренинг.


Индивидуальные и групповые занятия по развитию интеллектуальных и творческих способностей.


Индивидуальная коррекционная или развивающая работа по запросу или результатам диагностики.


в течение года


октябрь - декабрь


в течение года



в течение года

3

Психологическая профилактика

Часы общения «Начало вечного пути вперед», «Превратим мечты в реальность», «Как мне быть с самим собой?» и т.п.


Занятия на развитие саморегуляции и снятия нервно-психического напряжения.


в течение года



в течение года

4

Психологическое консультирование

Индивидуальные и групповые консультации по запросу (проблемы обучения, межличностного взаимодействия и др.)

в течение года

5

Психологическое просвещение и образование

Тематические беседы:

- профориентационные;


- этические;


- об особенностях половозрастного развития.


в течение года в соответствии с планами воспитательной работы



Планируемые результаты:

- выявление учащихся, требующих особого маршрута сопровождения;

- успешная адаптация учащихся к новым условиям обучения;

- улучшение общего эмоционального состояния учащихся, что проявляется в снижении уровня тревожности и

утомляемости;

- реальная оценка учащимися своих способностей и возможностей;

- гармонизация межличностных отношений со сверстниками, учителями и родителями;

- удовлетворенность школьников результатами своей деятельности;

- отсутствие дезадаптационных форм поведения.

Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной деятельности и развития профессионализма педагогических работников, работающих с одарёнными учащимися

Цель: создание условий для профессионально-личностного развития педагогических работников.

Задачи:

- развитие внутренних психических сил учителя, расширение его профессионального самосознания;

- работа с педагогическим коллективом по изменению стереотипного поведения в отношении одарённых учащихся;

- формирование психолого-педагогической компетентности педагогов, работающих с одарёнными детьми;

- оказание помощи педагогическим работникам в определении содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания одарённых и высоко мотивированных учащихся;

- оказание психологической помощи и поддержки учителям, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.


№ п/п

Направления деятельности

Содержание деятельности

Длительность/

периодичность

1

Психологическая диагностика

Изучение способностей и возможностей педагогов управлять процессом развития одаренных учащихся.


Изучение системы отношений педагога к детям, коллегам, родителям, к себе.


Выявление уровня развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с одарёнными и высоко мотивированными учащимися.






в течение года

2

Психологическое консультирование

Индивидуальные консультации по результатам диагностики, контроля, запросу (по организации образовательного процесса, работы с одарёнными учащимися, взаимодействия между учениками в ходе учебного процесса и в период проведения досуга, общения с родителями и др.)




в течение года

3

Психологическая профилактика

Тренинг педагогической осознанности.


Тренинг эмоциональной устойчивости педагога.


Психолого-педагогические консилиумы.



каникулярное время



в течение года

4

Психологическое просвещение и образование

Тематические теоретические семинары:

«Понятие «детская одаренность» и «одаренные дети».

«Специфика работы учителя-предметника с одаренными детьми».

«Работа классного руководителя с одарёнными детьми».

«Роль семьи в выявлении и развитии одаренных детей».

«Кризисы детской одарённости»

«Современные методики работы с одарёнными детьми» и др.


Практикум «Диагностика детской одарённости».


Спецкурс для учителей «Психолого-педагогические основы работы с одаренными детьми»





в течение года

5

Экспертная деятельность

Определение результативности профессиональной деятельности педагога.

в течение года


Планируемые результаты:

- повышение психолого-педагогической компетентности педагогов;

- технологическая и психологическая готовность педагогов к решению проблемы по выявлению и обучению одаренных детей;


- зрелость педагогического самосознания: позитивная «Я - концепция» учителя, ценностные ориентации и установки на саморазвитие и самосовершенствование личности;

- повышение адаптивных способностей педагогов, стрессоустойчивости.


Психолого-педагогическое сопровождение родителей одарённых учащихся


Цель: оказание родителям психологической помощи и поддержки, необходимых для стимулирования и развития потенциальных творческих возможностей ребенка.

Задачи:

- формирование психологической грамотности родителей;

- формирование позитивного отношения родителей к школьному сообществу;

- оптимизация родительско-детских отношений.


№ п/п

Направления деятельности

Содержание деятельности

Длительность/

периодичность

1

Психологическая диагностика

Мониторинг эффективности образовательных услуг.

ежегодно


2

Психологическое консультирование

Индивидуальные консультации запросу родителей.

в течение года

3

Психологическое просвещение и образование

Тематические беседы на родительских собраниях:

«Феномен одаренности»;

«Одаренный ребенок – особенности взаимодействия»;

«Способные дети: как их развивать»


в течение года


Планируемые результаты:

- повышение уровня психологической грамотности родителей;

- позитивное отношение родительской общественности к педагогическим работникам и лицею в целом, осознание и понимание внутрилицейских проблем;

- готовность родителей к совместной с лицеем работе по созданию психологически комфортной и безопасной образовательной среды;

- гармонизация родительско-детских отношений.


Информационно-методическое обеспечение процесса управления развитием одаренных детей


№ п/п

Содержание деятельности

Сроки

1

Подбор диагностического материала для изучения особенностей развития одарённых и высоко мотивированных учащихся

в течение года

2

Создание банка данных одарённых детей


3

Подбор и модификация психолого-педагогических программ, тренингов, занятий для работы с одаренными детьми


4

Разработка практических рекомендаций по составлению программ индивидуального развития одаренных детей.


5

Создание программ развития одаренных детей совместно с учителями предметниками.


6

Построение индивидуальных карт занятости учащихся.


7

Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для одарённых учащихся.


8

Разработка практических рекомендаций по работе с одаренными детьми для учителей, классных руководителей, родителей.


9

Систематизация методов работы с семьями одаренных детей по оказанию психолого-педагогической помощи в воспитании и развитии одаренного ребенка.


10

Подбор литературы по проблеме одаренности.


Дата последнего обновления страницы 07.09.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения